Хильдегарда Бингенская отличный пример того, что положение монахини в Средние века (да и позднее) давало больше возможностей, чем принято думать. Особенно, если монахиня из обеспеченной семьи. На мой вкус, у нее была жизнь мечты: она сочиняла, изучала, получала мистические откровения — универсальная творческая учёная, как Леонардо Да Винчи. Музыка её в основном одноголосна (иногда с органными пунктом, иногда с паралеллизмами, но большая часть корпуса — монодическая). В ней есть какая-то особенная певучесть. Любители гендерных различий назвали бы это "женской музыкой". Я бы сказала, что в ней удивительным образом отражается характер композиторши — удивительным, потому что канон тогда был довольно строгий.
Старообрядческий канон, в основном, тоже одноголосный (хотя в некоторых традициях есть допущения терций); но если сравнивать пение разных школ, окажется что они все очень разные, характерные.
Сейчас мы не можем слышать настоящие средневековые песнопения как они исполнялись тогда. Нотная запись даёт нам только текст, без характерных особенностей исполнения той или иной области. Споры о темпах сегодня уже не так актуальны, и всё же многие склоняются к тому, что уж хоровая музыка точно исполнялась "пореже", как принято говорить у старообрядцев. Честно говоря, я до сих пор не нашла убедительного исторического исполнения песен Хильдегарды. Всё они слишком быстрые.
А старообрядческая традиция жива до сих пор, это как бы та самая "живая старина", которая, конечно, изменяется с годами, но тем не менее сохраняет основы чистоты канона.
Слушая старообрядческие хоры и песни Хильдегарды, я ощущаю что и то, и другое — настоящая сакральная, молитвенная музыка. Созданная не для услады чувств, а для погружения в поток общего молитвотворчества. Сегодня нью-эйджерские направления пытаются создать такие молитвенные произведения, музыку для медитаций , но они упускают основу канона — который не для красоты, и не для услаждения чувства. А ровно наоборот. Монодия — древнейшая и, казалось бы, простейшая организация звуков, имеет силу гораздо большую, чем полифония и любая другая многоголосица.
Если вам тоже интересна сакральная музыка, и вы стремитесь ее изучать, я очень советую слушать монодические произведения — особенно живых традиций. Однажды уловив это ощущение трансового погружения, вы уже не спутаете его ни с чем другим. В этой музыке совсем другие критерии, и впечатление от неё совсем иное. В этот момент начинаешь понимать, почему церковники всегда так бились за чистоту канона — это воистину не пустой звук. (С) https://t.me/shlsi/1182